За козла в ответе. Харизма и честолюбие

 
За козла в ответе. Харизма и честолюбие
фото: bankoboev.ru
 

Не пропусти!

Восточный календарь туманен и загадочен. Но в 2015-м особенно. Попробуй-ка разберись во всем этом зоопарке: деревянная коза, баран! Но мало нам этих иносказаний, возможное обширное поле для толкований усугубляет еще то обстоятельство, что эквивалентный знак зодиака для восточной козы — Рак! Представляете, что можно нагородить при таком бестолковом и неоднозначном подходе к восточному гороскопу и всей этой хиромантии! Одним словом, трагедия!

В Год Козы по восточному гороскопу родились такие непревзойденные писатели-классики, как Сервантес, Свифт, Бальзак, Пруст, Кафка и солнце русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин. И вместо благодарности они платят козе, а так же и барану черной неблагодарностью.

Сервантес вкладывает в уста Дон Кихота монолог о Золотом веке и женских прелестях после того, как рыцарь печального образа отведал козлятинки:

«Девушки, как я уже сказал, всюду ходили об руку с невинностью, без всякого присмотра и надзора, не боясь, что чья-нибудь распущенность, сладострастием распаляемая, их оскорбит, а если они и теряли невинность, то по своей доброй воле и хотению».

В советское время считалось, что монолог Дон Кихота посвящен росткам социализма. Поскольку во первых строках своей пламенной речи он говорит о том, что «жившие тогда люди не знали двух слов: твое и мое. В те благословенные времена все было общее»...

И с этим можно было бы охотно согласиться, если бы не выпорхни вовремя эти, с позволения сказать, негодяйки:

«Ныне ж, в наше подлое время, все они беззащитны, хотя бы даже их спрятали и заперли в новом каком-нибудь лабиринте наподобие критского, ибо любовная зараза носится в воздухе, с помощью этой проклятой светскости она проникает во все щели, и перед нею их неприступности не устоять».

Может быть, Дон Кихот печалится о том, что классики марксизма-ленинизма позднее назовут «обобществлением жен». Увидел девушку, уговорил. И все счастливы. Это и есть Золотой век!

В этом золотом списке классики неплохо смотрелся бы и Горький, скрывавшийся от советской власти на Капри, на козлином, если буквальном перевести с итальянского, острове. И в самом деле. Вряд ли кому-то надо напоминать, что Горький был Овном. И ведь буревестник поехал ни в какую-нибудь нищую и задрипанную Калабрию, чтобы агитировать тамошний пролетариев, а туда, где веселятся и ликуют люди его класса, отнюдь не бедные люди.

Овен — сильный мощный знак, под знаком Овна родилось множество людей искусства и маньяков вроде Лукреции Борджиа, Лаврентия Берии. Словом, гении и злодеи. Да что там Берия!.. Ахмадулина, Гумилев, Ростропович, Чаплин и прочая. Алла Пугачева — типовой Овен.

Пример Горького — вернее, на его перманентное бегство — очень хорошая иллюстрация для этого гениального знака: импульсивность, харизма, честолюбие, жизненное кредо «Я есмь!» и неспособность доводить начатое до конца.

Напомню, что первый раз Горький убежал в Италию в 1906 году, сразу после начала первой русской смуты, к которой приложил руку. И возвратился в Россию только через семь лет, чтобы попробовать на прочность российскую государственность еще раз. На этот раз его усилия увенчались успехом. Правда, он очень быстро разочаровался в увиденном и опять бороздил города и веси заграницы — с 1921-го по 1932 год, причем большую часть этого времени вновь в Италии, но не на острове коз, а в Сорренто.

«Сосед этот оказался маленького роста, пламенно-рыжим, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове. Совершенно разбойничья рожа!»

Так в знаменитом романе «Мастер и Маргарита» выглядит козел отпущения, отставной козы барабанщик, вышедший из употребления козлоногий Пан и по совместительству Азазелло. У древних иудеев Азазель — козлообразный дух пустыни, что, собственно, и означает козел-бог. Со временем демон Азазель перекочевал в Ветхий завет и уютно расположился в книге Еноха. У Булгакова Азазелло занимается форменным насилием и заодно дарит Маргарите крем, с помощью которого она превращается в ведьму. А потом преображается и сам.

В первоначальной редакции роман назывался «Копыто инженера» и даже «Князь тьмы».

Вряд ли надо упоминать, что Маргарита со всей этой демонологией перекочевали в роман Булгакова из «Фауста» Гете. Только Князь тьмы там вселяется в пуделя, а козел служит удобным средством перемещения в пространстве. Вот слова Мефистофеля из сцены «Вальпургиева ночь»:

«Ты б не прельстился добрым метловищем?
А я бы прокатился на козле.
Нам далеко, и мы еще порыщем».

Дабы не обижать замечательных и добрейших животных, я бы посоветовал в этом году читать что-нибудь тихое и спокойное. К примеру, басню Крылова «Квартет», смысл которой состоит в простой истине. Каков бы ни был год, упираться рогами в новые ворота все равно не стоит.

Автор Игорь Михайлов, женский журнал «Суперстиль»

 
 
 
 
Комментарии для сайта Cackle