Предпразднство происхождения честных древ Животворящего Креста Господня

 
Предпразднство происхождения честных древ Животворящего Креста Господня
 

Седмица 9-я по Пятидесятнице. Глас седьмый.
Строгий пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
Последний день перед Успенским постом.

 

13 августа православная церковь отмечает:

  • Предпразднство происхождения древ Святого и Животворящего Креста Господня.
  • Праведного Евдокима Каппадокиянина (ок. 829-842).
  • Священномучеников Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, и с ним убиенных архимандрита Сергия и мучеников Юрия и Иоанна (1922).
  • Праведного Иосифа Аримафейского (I).
  • Мучеников Иулитты Каппадокийской (ок. 304-305); 12-ти римлян; Геласия; Антония и Георгия. Святителей Иоанна, экзарха Болгарского (IX-X); Арсения, епископа Ниноцминдского (1082).
  • Преподобного Стефана князя. Мученика Максима (1928); священномученика Иоанна пресвитера, святого Константина исповедника, пресвитера, мученицы Анны и святой Елисаветы исповедницы (после 1937); священномученика Николая (Правдолюбова) пресвитера (1941); святителя Василия (Преображенского) исповедника, епископа Кинешемского (1945).

 

Праведного Евдокима Каппадокиянина

Праведный Евдоким, уроженец Каппадокии (Малая Азия) жил в IХ веке в царствование императора Феофила (829-842). Он был сыном благочестивых христиан Василия и Евдокии, знатных родом и известных императору. Праведная жизнь святого Евдокима целиком была направлена на угождение Богу и помощь ближним. Дав обет безбрачия и целомудрия, он избегал разговоров с женщинами и не смотрел на них; только со своей матерью, которую глубоко чтил, он вел душеполезные беседы. За добродетельную жизнь император назначил святого Евдокима правителем Харсианской области. Исполняя свои обязанности как Божий слуга, праведный Евдоким управлял людьми и судил их справедливо и с кротостью, заботился о бедных, о сиротах и вдовах, был защитником обижаемых. Личные христианские подвиги, которые он нес втайне, были известны только Богу.

Своей беспорочной жизнью Евдоким угодил Богу, и Господь призвал его в 33-летнем возрасте. Лежа на смертном одре, святой Евдоким завещал положить себя во гроб в тех одеждах, в которых застанет его смерть. Потом он выслал всех из комнаты и просил Господа в молитве, чтобы кончину его никто не видел, как никто не видел его тайных подвигов при жизни. Домашние похоронили его, как он завещал им. Сразу же после кончины праведного Евдокима от гроба его стали совершаться чудеса, многие больные исцелялись, слава о чудных исцелениях росла.

Через 18 месяцев из Константинополя, куда после смерти святого переселились его родители, пришла поклониться мощам мать святого Евдокима. Она приказала снять камень, откопать землю, открыть гроб, и все увидели лицо святого, светлое, как живое, совсем не тронутое тлением. Великое благоухание исходило от него. Гроб с мощами вынесли из земли наверх. Святого переодели в новые одежды. Мать хотела взять мощи сына в Константинополь, но Харсианские жители не дали увезти дорогую для них святыню. Однако через некоторое время иеромонах Иосиф, живший и служивший при гробе святого, все же увез мощи святого Евдокима в Константинополь. Там они были положены в серебряной раке в церкви Пресвятой Богородицы, построенной родителями праведника.

Праведный Евдоким в Русской Церкви считается одним из особенных покровителей и молитвенников перед Богом семейного очага.

 

Священномученик Вениамин

Священномученик Вениамин (в миру Василий Павлович Казанский) родился в 1874 г. на Нименском погосте Каргопольского уезда Олонецкой губернии в семье священника. В 1893-1897 гг. учился в Санкт-Петербургской Духовной академии. В 1895 г. был пострижен в монашество, в 1896 г. стал иеромонахом; с 1902 г. — архимандрит и ректор Самарской Духовной — 438 — семинарии, с 1905 г. — ректор Санкт-Петербургской Духовной семинарии. В 1910 г. святитель Вениамин был рукоположен в епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. Владыка Вениамин любил служить в церквах, расположенных на рабочих окраинах. На Рождество или Пасху владыка обычно служил на ПутиловскоМ или Обуховском заводах.

Владыка был известен как блестящий проповедник, своим словом привлекавший к церкви как столичную интеллигенцию, так и жителей рабочих предместий. В 1917 г. клир и миряне Петрограда избрали его своим митрополитом. В 1917-1918 гг. он участвовал в работе Поместного Собора Российской Православной Церкви, был избран членом Синода и определением Собора 26 января 1918 г. назначен священно архимандритом Александро-Невской лавры. Владыка Вениамин был, вероятно, самым далеким от политики иерархом Русской Православной Церкви и мог сохранять терпимые отношения со светскими властями даже в годы гражданской войны. 16 / 29 мая 1922 г., на следующий день после обращения к пастве с посланием, направленным против обновленческого раскола, владыка Вениамин был арестован и отдан под суд по делу об изъятии церковных ценностей.

На процессе над группой духовенства и мирян по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности и утаивании церковных ценностей, состоявшемся 10 июня — 5 июля 1922 г. в Петрограде, владыка держался с исключительным мужеством, предоставленное слово использовал для защиты других подсудимых и для открытого исповедания имени Христова. Митрополит Вениамин вместе с группой верующих был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в ночь с 12 на 13 августа нов. ст. 1922 г. на станции Пороховые Склады недалеко от Петрограда. Вместе с ним были расстреляны ныне причисленные к лику святых архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров.

 

Священномученик Сергий

Священномученик Сергий (в миру Василий Павлович Шеин) родился 30 декабря 1870 г. в деревне Колпна Новосильского уезда Тульской губернии Окончил в 1893 г. училище правоведения. Был членом IV Государ-ственной Думы, где работал в Комиссии по церковным делам. Входил в состав секретариата Всероссийского Поместного собора 1917-1918 гг. Осенью 1920 принял монашество с именем Сергий, вскоре был рукоположен во иерея. В сане архимандрита был настоятелем Патриаршего подворья в Петрограде. Вел строгую жизнь молитвенника и аскета, одновременно нес послушания, связанные с делами управления, занимал пост товарища председателя правления Общества объединенных петроградских православных приходов. В 1922 г. был арестован по делу об изъятии церковных ценностей и приговорен к расстрелу. В последние минуты перед казнью молился за своих палачей: «Прости им, Боже, не ведают, что творят...»

Мученик Юрий

Мученик Юрий (Юрий Петрович Новицкий) родился в 1882 г. в г. Умань Киевской губернии. Окончил Киевский университет, был профессором уголовного права Петроградского университета, состоял в религиозно-философском обществе, читал лекции по истории Церкви. Трудился над созданием патроната для арестованных и специальных судов для малолетних преступников. Занимался церковно-благотворительной деятельностью, состоял председателем правления Общества объединенных петроградских православных приходов. В 1922 г. был арестован по делу об изъятии церковных ценностей и приговорен к расстрелу. На суде держался спокойно, давал ясные и твердые показания относительно деятельности правления, доказывая, что оно занималось исключительно церковными вопросами. На суде защитник Равич сказал о нем: «Он всю жизнь боролся против смертной казни, за облегчение участи семей осужденных, а теперь ему самому грозит смертная казнь, и после себя он оставляет 14-летнюю дочь».

 

Мученик Иоанн

Мученик Иоанн (Иван Михайлович Ковшаров) родился в 1877 г. в Одессе. Был присяжным поверенным, юрисконсультом Александро-Невской лавры, членом правления Общества объединенных петроградских православных приходов. В 1922 г. был арестован по делу об изъятии церковных ценностей и приговорен к расстрелу. Священномученики митрополит Вениамин (Казанский), архимандрит Сергий (Шеин), мученики Юрий (Новицкий) и Иоанн (Ковшаров) были причислены к лику святых Архиерейским Собором Русской Право-славной Церкви 31 марта — 4 апреля 1992 г.

 
 
 
Комментарии для сайта Cackle