Семи отроков во Ефесе, 17 августа 2014 года

 
Семи отроков во Ефесе, 17 августа 2014 года
 

Седмица 10-я по Пятидесятнице. Глас первый.
Успенский пост. Пища с растительным маслом.

 

17 августа православная церковь отмечает:

  • Святых семи отроков, в Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана (Константина) и Антонина (ок. 250; 408-450).
  • Мучеников Елевферия (ок. 305-311); Фафуила; Ирины. Святых Андрея; Дарии.
  • Преподобномученицы Евдокии (ок. 362-364).
  • Святителей Иоанна монаха и Иоанна Нового, архиепископов Ефесских.
  • Равноапостольного Космы Албанского (1779).
  • Преподобномученика Михаила (Жука) иеромонаха, Саранского (1937); мучеников Симеона (Воробьева) и Димитрия (Воробьева), Тверских (1937).
  • Иконы Божией Матери Казанской-Пензенской (1717).

 

Семь отроков ефесских: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Екзакустодиан (Константин) и Антонин

Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили в III веке. Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей — сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства, и все состояли на военной службе. Когда император Декий (249-251) прибыл в Ефес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смертная казнь. По доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь ефесских отроков. Представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа.

С них немедленно были сняты знаки воинского отличия — военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе. Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них — святой Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся и их ищут, чтобы представить на суд. Святой Максимилиан воодушевил друзей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд. Узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями. чтобы отроки умерли в ней от голода и жажды. Двое из сановников, присутствовавших при замуровании входа в пещеру, были тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они вложили среди камней запечатанный ковчежец, в котором находились две оловянные дощечки. На них были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.

Но Господь навел на отроков чудный сон, продолжавшийся почти два столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408-450) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Одни из них говорили: «Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?» Другие утверждали: «Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха». Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.

Владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти 200 лет. Тела их и одежды были совершенно нетленны. Готовясь принять мучения, отроки поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое Имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришел в свой город. Расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился Ефесский епископ. Слушая недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере. У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его.

Он прочел на оловянных дощечках имена семи отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре сам император прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле. В ХII веке русский паломник игумен Даниил видел в пещере эти святые мощи семи отроков.

Вторично память семи отроков празднуется 22 октября. (По одному преданию, которое вошло в русский Пролог, отроки вторично уснули в этот день; по заметке греческой минеи 1870 года, они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22 октября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия — 1 сентября). (прим. все даты указаны по старому стилю).

 

Казанская-Пензенская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери была пожалована царем Алексеем Михайловичем (1645-1676) городу Пензе при его основании в 1666 году. Притекавшие с верой к этой иконе всегда получали помощь в различных нуждах. Накануне 4 августа 1717 года во время нашествия ногайских татар (так называемый «кубанский погром»), когда не оставалось надежд на спасение города, все жители собрались в собор на бдение, которое не прерывалось всю ночь. Утром икону вынесли на крепостной вал и начали петь акафист. Когда ногайцы пошли на приступ, лик Божией Матери потемнел и святая икона отвернулась от врагов. Во время чтения молитвы в татарском стане произошло смятение, и они бежали. В конце ХIХ века этой иконе было установлено празднование на 4 августа. На всенощном бдении положено величание: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем образ Твой святый, имже избавихомся от поганых нашествия». (прим. все даты указаны по старому стилю).

Мученик Елевферий

Мученик Елевферий служил постельничим у гонителя христиан императора Максимиана. Сделавшись христианином, он построил церковь в своем имении в Вифинии, на реке Сангаре, и прожил там довольно долгое время. Возвратившись к императору, он назвал причиной своего долгого отсутствия болезнь, которая требовала чистого воздуха. Но один из царских слуг открыл царю, что Елевферий принял христианскую веру и даже устроил у себя в имении церковь. Царь тотчас же потребовал, чтобы Елевферий отрекся от Христа. Святой не послушался царя и был усечен мечом. Тело его погребено в имении при церкви.

 

Преподобномученица Евдокия

Преподобномученица Евдокия жила в IV в., была знатной римлянкой. Ее взял в плен персидский царь Сапор в Визаде с 9 тысячами христиан, и она обратила ко Христу многих персидских женщин. За это предали Евдокию мучению. Сначала били святую воловьими жилами и затем посадили в темницу; через два месяца снова били суковатыми палками, так что палачи обливались кровью, и после заперли в темницу. Потом мучители обложили святую сделанными из тростника во весь ее рост лучинами, стянули веревками, так что лучины вошли в ее тело, и потом вытаскивали лучины из тела; потом отсекли ей голову.

 
 
 
Комментарии для сайта Cackle