Преображение Господа нашего Иисуса Христа, 19 августа 2014 года

 
Преображение Господне, 19 августа 2014 года
 

Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас первый.
Успенский пост. Разрешается рыба.

 

19 августа православная церковь отмечает:

  • Преображение Господа нашего Иисуса Христа.
  • Прп. Иова Ущельского (1628).
  • Свт. Феоктиста, еп. Черниговского.
  • Новосщмчч. Димитрия, архиеп. Гдовского (1938), иерея Николая (Прозорова) (1930), пресв. Андрея (Зимина), пресв. Сергия (Тихомирова), Домники, Лидии и Марии (Зиминых).

Праздник Преображения Господня — 19 августа (нов. ст.) имеет один день предпразднства (18 августа) и семь дней попразднства (с 20 по 27 августа). Отдание праздника совершается 27 августа. В православном календаре этот праздник называется «Преображение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа». В праздник Преображения совершается в церкви освящение гроздий, т. е. винограда, а где не родится виноград, — яблок и других плодов. Праздник Преображения избран для этого потому, что ко времени его поспевают садовые плоды, огородные овощи, и оканчивается жатва на полях.

Не пропусти!

В праздник Преображения раскрывается мистическое богословие Христианской Церкви. Преображение — это визуальное явление царства Божьего на земле. Иисус Христос незадолго перед Крестными страданиями, взяв с Собой трех учеников — Иоанна, Иакова и Петра, вышел из Капернаума и направился на север к горе Фавор, возвышающейся, как крепость, над холмами Галилеи. Ученики безмолвствовали, предчувствуя, что им откроется тайна. Тайна совершается в безмолвии. Человеческое слово относится к тайне, как волна к глубине океана. На Фаворе апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды — белыми, как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами.

Спасителю явились два пророка: Моисей и Илия и беседовали с Ним. Экзегеты (толкователи священного Писания) говорят, что это была беседа о Голгофской жертве, о предстоящих Христу страданиях, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Сына Божьего и Спасителя. Три апостола пережили явление Божественного света, как ни с чем не сравнимую великую радость.

Казалось, само время остановилось в созерцании Божественного света. Изумленные апостолы пали на землю. Видение кончилось. Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум. Господь не только проповедовал Евангелие народам Палестины, Он одновременно воспитывал и просвещал своих учеников. И постепенно открывался Он им не только как Мессия Израиля, но всего человечества, как Царь вечного духовного царства. Слова Мессии о том, что он должен быть замучен в Иерусалиме, вызвали у апостолов изумление и страх. Вид Мессии, пригвожденного к Кресту, мог вызвать у учеников Христа чувство отчаяния, мысль о том, что все безвозвратно потеряно. Тайна искупления могла предстать их взору как поражение, как бессилие Мессии.

В часы уныния, сомнений свидетельство трех апостолов о Преображении должно было укрепить в вере остальных учеников. Преображение показало наличие в Иисусе Христе двойственной природы — божественной и человеческой. При Преображении было явление Сына при свидетельстве Отца и Святого Духа, то есть явление всех лиц Святой Троицы. Во время его не произошло какое-либо изменение божественной природы Христа, напротив, его божественность была явлена в его человеческой природе.

По словам Иоанна Златоуста Преображение произошло «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами». Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

 

Святитель Феоктист, епископ Черниговский

Святитель Феоктист, епископ Черниговский, до вступления на кафедру подвизался в Киево-Печерском монастыре. Он был в числе великих старцев, исцеливших молитвой преподобного Никиту, впоследствии святителя Новгородского (сведения о нем 31 января). В 1103 году святой Феоктист был поставлен игуменом Киево-Печерского монастыря.

В 1108 году он построил на средства благоверного князя Глеба Всеславича каменную трапезницу. Именно святой Феоктист настоял, чтобы имя преподобного Феодосия (память 3 мая) было внесено в синодики святых по всей Руси. В 1110 году, 11 февраля, при нем было небесное знамение в Печерском монастыре: явившийся огненный столп от земли до неба и молния осветили всю землю, в 1 час ночи прогремел гром; огненный столп стоял над каменной трапезой, так что не было видно креста; затем перешел на церковь и стал над гробом преподобного Феодосия, а потом, повернувшись к востоку, стал невидим. «Это же был не огненный столп, но лик ангельский, — писал преподобный Нестор Летописец, — ибо ангел так является, когда столпом огненным, когда пламенем, как сказал пророк Давид: творяй Ангелы своя духи и слуги своя огнь палящ» (Пс. 103, 4).

В 1113 году он был посвящен во епископа Черниговского. Преподобный священномученик Кукша (память 27 августа) просвещал в это время вятичей, относившихся к Черниговской епархии. 2 мая 1115 года святитель участвовал в перенесении мощей благоверных князей Бориса и Глеба в Вышгороде, а позднее в Чернигове освятил близ кафедрального собора церковь во имя благоверных князей Бориса и Глеба, воздвигнутую в 1120 году князем Давыдом Черниговским.

Благоверным князьям-страстотерпцам святитель посвятил слово в день их памяти. 6 августа 1123 года, в праздник Преображения, святитель Феоктист скончался. Память его совершается 5 августа. В одном из списков святых сказано, что он был погребен в Печерском монастыре. К памяти святителя Феоктиста верующие обращаются и 28 сентября, когда он упоминается в 9 песни канона Собора преподобных отцов Ближних пещер.

 
 
 
Комментарии для сайта Cackle