Отдание праздника Преображения Господня, 26 августа 2014 года

 
Отдание праздника Преображения Господня, 26 августа 2014 года
 

Седмица 12-я по Пятидесятнице. Глас вторый.
Успенский пост. Монастырский устав: горячая пища без масла.

 

26 августа православная церковь отмечает:

  • Отдание праздника Преображения Господня.
  • Преподобного Максима исповедника (перенесение мощей, 662).
  • Блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского (обретение мощей, ок.
  • 1547).
  • Святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца (1783; второе обретение мощей, 1991).
  • Мучеников Ипполита, Конкордии, Иринея и Авундия Римских (258).
  • Благоверной царицы Евдокии Константинопольской (460), супруги благоверного царя Феодосия Малого.
  • Преподобных Серида, игумена в Газе (VI); Парамона.
  • Благоверной царицы Ирины Константинопольской (во иночестве Ксении, 1124).
  • Священномучеников Иоанна, Иоасафа и Константина пресвитеров (1918); священномучеников Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского, Николая (Орлова), Иакова (Архипова) пресвитеров и Алексия (Введенского) диакона, Ярославских (1937).
  • Мученика Василия (Александрина) Саранского (1942).
  • Икон Божией Матери Минской (1500) и именуемых "Страстная" (1641) и "Семистрельная" (1830).

Перенесение мощей прпеподобного Максима Исповедника

Не пропусти!

Преподобный Максим Исповедник родился в Константинополе около 580 года и вырос в благочестивой христианской семье. В юности он получил разностороннее образование: изучил философию, грамматику, риторику, был начитан в древних авторах и в совершенстве владел Богословской диалектикой. Когда преподобный Максим поступил на государственную службу, знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем императора Ираклия (611-641).

Но придворная жизнь тяготила его, и он удалился в Хрисопольскую обитель (на противоположном берегу Босфора — ныне Скутари), где принял иноческий постриг. Своим смиренномудрием он вскоре приобрел любовь братии и был избран игуменом монастыря, но и в этом сане, по своей необыкновенной скромности, он, по собственным его словам, «оставался простым монахом». В 633 году по просьбе одного Богослова, будущего святителя Иерусалимского Патриарха Софрония (память 11 марта), преподобный Максим оставил обитель и уехал в Александрию.

Святой Софроний стал известен к тому времени как непримиримый противник монофелитской ереси. После того, как IV Вселенский Собор (451 г.) осудил монофизитов, исповедовавших одну (Божественную) природу в Господе Иисусе Христе, еретиками-монофелитами было введено понятие единой Божественной воли и единого (Божественного) действования, что приводило к признанию отвергнутого монофизитского лжеучения. Монофелитство нашло многочисленных сторонников в Армении, Сирии, Египте. Ересь, усиливаемая национальной враждой, стала серьезной угрозой церковному единству Востока. Борьба Православия с ересями особенно осложнилась тем, что к 630 году три патриарших престола на Православном Востоке оказались занятыми монофизитами: Константинопольский — Сергием, Антиохийский — Афанасием, Александрийский — Киром.

Путь преподобного Максима из Константинополя в Александрию лежал через Крит, где и началась его проповедническая деятельность. Там он столкнулся с епископатом, придерживавшимся еретических взглядов Севера и Нестория. В Александрии и ее окрестностях преподобный провел около 6 лет. В 638 году император Ираклий вместе с патриархом Сергием, стремясь уменьшить вероисповедные разногласия, издал указ, так называемый «Экфесис» («Изложение веры»), который окончательно повелевал исповедовать учение об одной воле при двух природах Спасителя. Защищая Православие, преподобный Максим обращался к людям различных званий и сословий, и беседы эти имели успех. «Не только клир и все епископы, но и народ, и все мирские начальники ощущали в себе какое-то неодолимое влечение к нему», — свидетельствует его житие.

В конце 638 года умер патриарх Сергий, а в 641 году император Ираклий. Императорский престол занял жестокий и грубый Констанс II (642-668), откровенный сторонник монофелитов. Усилились нападки еретиков на Православие. Преподобный Максим ушел в Карфаген и проповедовал в нем и окрестностях еще 5 лет. Когда туда прибыл преемник патриарха Сергия патриарх Пирр, покинувший Константинополь из-за придворных интриг, по убеждениям монофелит, между ним и преподобным Максимом в июне 645 года произошел открытый диспут, на котором Пирр всенародно признал свои заблуждения и пожелал даже вручить папе Феодору письменное отречение от них. Преподобный Максим вместе с Пирром отправились в Рим, где папа Феодор принял покаяние бывшего патриарха и восстановил его в сане.

В 647 году преподобный Максим вернулся в Африку. Там на соборах епископов монофелитство осуждалось как ересь. В 648 г. вместо «Экфесиса» вышел новый указ, составленный, по поручению Константина, константинопольским патриархом Павлом — «Типос» («Образец веры»), который запрещал всякие рассуждения равно как об одной воле, так и о двух волях при признании двух природ Господа Иисуса Христа. Тогда преподобный Максим обратился к сменившему папу Феодора Римскому папе Мартину I (649-654) с просьбой вынести вопрос о монофелитстве на соборное обсуждение всей Церкви. В октябре 649 года был собран Латеранский Собор, на котором присутствовало 150 западных епископов и 37 представителей Православного Востока, среди которых находился и преподобный Максим Исповедник. Собор осудил монофелитство, а его защитники, Константинопольские патриархи Сергий, Павел и Пирр, были преданы анафеме.

Когда Констанс II получил определение Собора, он приказал схватить и папу Мартина, и преподобного Максима. Этот приказ был выполнен через пять лет, в 654 году. Преподобного Максима обвинили в измене отечеству и заключили в тюрьму. В 656 году он был сослан во Фракию, а затем снова привезен в Константинопольскую тюрьму. Преподобного вместе с двумя его учениками подвергли жесточайшим пыткам: каждому отрезали язык и усекли правую руку. Затем их сослали в Колхиду. Но тут Господь явил неизреченное чудо: все они обрели способность говорить и писать. Преподобный Максим предсказал свою кончину († 13 августа 662 года). В греческих прологах 13 августа указывается перенесение его мощей в Константинополь; оно могло быть приурочено к кончине преподобного.

Возможно, что установление памяти на 21 января связано с тем, что 13 августа празднуется отдание праздника Преображения Господня. Над могилой преподобного Максима ночами возжигались три чудесно явленных светильника и совершалось множество исцелений. Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви большое Богословское наследие. Его экзегетические труды содержат объяснения трудных мест из Священного Писания, толкования молитвы Господней и 59-го псалма, схолии к сочинениям священномученика Дионисия Ареопагита († 96; память 3 октября) и святителя Григория Богослова († 389, память 25 января). К экзегетике относится также объяснение Богослужения, озаглавленное «Мистагогия» («Введение о таинстве»). К догматическим трудам преподобного относятся: изложение его диспута с Пирром, несколько трактатов и письма к разным лицам. В них содержится изложение Православного учения о Божественной сущности и ипостаси, о Боговоплощении и об обожении человеческой природы.

«Ничто в обожении не есть произведение природы, — писал преподобный Максим в письме к своему другу Фалассию, — ибо природа не может понять Бога. Единственно лишь милость Божья обладает способностью давать обожение существам... Человек (образ Божий) в обожении уподобляется Богу, он радуется изобилию всего, что принадлежит ему по природе, потому что благодать Духа торжествует в нем и потому что Бог действует в нем» (письмо 22). Преподобному Максиму принадлежат и антропологические труды. Он рассматривает природу души и ее сознательно-личное существование после смерти человека. Среди нравственных сочинений особенно важны «Главы о любви».

Преподобный Максим написал также три гимна в лучших традициях церковной гимнографии, ведущих начало от святителя Григория Богослова. Богословие преподобного Максима Исповедника, основанное на духовном опытном знании великих отцов-пустынников, использующее искусство диалектики, выработанное дохристианской философией, было продолжено и развито в трудах преподобного Симеона Нового Богослова († 1021; память 12 марта) и святителя Григория Паламы († ок. 1360; память 14 ноября). На русский язык переведены: «Вопросы и ответы Фалассию» (частично — «Богословский вестник», 1916-1917 гг.), «Мистагогия» («Введение о таинстве» — «Писания святых отцов, относящиеся к истолкованию Православного Богослужения». Вып. 1. СПб., 1855); отрывки из «Глав о любви» и работы догматического и нравственного содержания — в III томе «Добротолюбия»; историко-экзегетический трактат «О цели установления царской власти» («Радость христианина» 1895, ноябрь).

 

Память и обретение мощей святителя Тихона, епископа Воронежского

Прославляемый в этот день, святитель Тихон родился в Новгородской губернии в семье дьяка Савелия Кириллова. Окончив духовное училище в 1740 году принят в открывшуюся в Новгороде семинарию. Окончил Новгородскую семинарию и остался там преподавать, сначала греческий язык, а затем риторику и философию. В 1758 году, в возрасте 34 лет, принял постриг с именем Тихон. Переведённый в 1759 году в Тверскую епархию, был назначен архимандритом Желтикова монастыря, затем пребывал в Отрочском монастыре, исполняя одновременно обязанности ректора и учителя Тверской семинарии.

С 1762 года — викарный епископ Кексгольмский и Ладожский, с 1763 года — на самостоятельной кафедре епископа Воронежского. Там он прослужил около семи лет. Испросив увольнение по состоянию здоровья, в 1767 году епископ Тихон поселился сначала в Толшевском, а с 1769 года ещё дальше от Воронежа — в Задонском монастыре. Где жил до конца своих дней. Его мощи были сохранены в монастыре. Скончался Тихон Задонский 13 августа 1783 года. В свою очередь, святитель повлиял на творчество Федора Достоевского. Через 63 года, при перестройке церкви, мощи его найдены нетленными; у гроба его совершилось множество чудес. Благодаря многочисленным свидетельствам о чудесах, совершавшихся при его мощах, Тихон Задонский был причислен к лику святых Греко-Российской Православной Церковью в 1861 году, и мощи его были открыты и положены в раке в Задонском монастыре.

Мученик Ипполит

Мученик Ипполит был смотрителем темниц в Риме. Когда император Декий приказал ему мучить святого архидиакона Лаврентия (память 10 августа), то он, услышав проповедь святого, уверовал во Христа со всеми своими домашними (19 человек). Он и похоронил св. Лаврентия. Узнав об этом, Декий велел привести к себе Ипполита и приказал мучить его самого. «Я христианин!» — твердил святой мученик во время мучений. «Вспомни свой сан и будь нашим другом, приноси с нами жертвы как прежде,» — сказал Декий Ипполиту.

«Я воин Христа, Спасителя моего, и желаю умереть за Него», — отвечал мученик царю. Декий обратился к домашним Ипполита со словами: «Пощадите жизнь свою, чтобы не погибнуть с господином своим». Кормилица св. Ипполита Конкордия отвечала царю: «Мы предпочитаем умереть в вере Христовой с господином, чем жить в нечестии с тобой». Декий велел засечь ее оловянными прутьями, а св. Ипполита со всеми прочими отвести за город на смерть. «Не бойтесь!» — говорил св. Ипполит своим домашним. Его привязали к коням, и он, влачимый конями, скончался. Тело Конкордии было брошено в нечистое место. Двое христиан, Ириней и Авундий, отыскали тело ее и похоронили, но за это по приказанию царя сами были утоплены в нечистотах. Мощи святых Ипполита и Конкордии находятся в Риме.

 

Страстная икона Пресвятой Богородицы

Страстная икона Пресвятой Богородицы явилась в 1641 г. одной женщине, Екатерине, в селе Палец Нижегородской епархии и перенесена в Москву, где у Тверских ворот построена была церковь, а потом, в 1654 г., монастырь в честь ее явления. Монастырь называется Страстным от иконы. Икона же названа Страстной оттого, что по сторонам лица Богоматери изображены два ангела с орудиями страстей (страданий) Христовых. Празднуется Страстной иконе еще в 6-е воскресенье после Пасхи в память чудес от нее в этот день. Минская икона Богоматери находится в Минске. Она сначала была поставлена святым князем Владимиром в Киеве, в Десятинной церкви. Около 1500 г. при разграблении Киева татарами один из татар бросил ее в Днепр, но она скоро была найдена по необычайному сиянию, исходившему от нее.

 
 
 
Комментарии для сайта Cackle