Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, 28 ноября 2014 года

 
>Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, 28 ноября 2014 года
 

Седмица 25-я по Пятидесятнице. Глас седьмый.
Рождественский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

 

28 ноября православная церковь отмечает:

  • Мучеников и исповедников Гурия, Самона (299-306) и Авива (322).
  • Преподобного Паисия Величковского (1794).
  • Мученика Димитрия (ок. 307).
  • Мучеников Елпидия, Маркелла и Евстохия (IV).
  • Сщмчч. Николая и Петра пресвитеров, Григория и Никиты диаконов (1937).
  • Купятицкой иконы Божией Матери (1180).

Святые мученики Гурий, Самон и Авив

Не пропусти!

Во время гонений на христиан при императорах Диоклитиане (284-305) и Максимиане (305-311) в городе Едессе были схвачены два друга: христиане Гурий и Самон, проповедники Слова Божия. На предложение принести жертву богам святые ответили решительным отказом, исповедав свою веру во Христа. За это они подверглись страшным мучениям: их били, подвешивали за руки, привязав к ногам тяжелый груз, бросали в тесную темницу. Мученики все переносили с твердостью и молитвой ко Господу, которую записал один из свидетелей их мучений: «Господи Боже мой, без Его же воли ниже птица едина падет в сеть. Ты, Иже Давидово сердце в скорби распространил еси, Иже пророка Даниила крепчайше львов показал еси, отроком же Авраамлим победительми мучителя и пламени быти даровал еси. Ты и ныне, Господи, ведый немощь естества нашего, виждь брань, восставшую на нас. Тщится бо враг отторгнуть от Тебе дело десницы Твоей и лишить (нас) сущей у Тебя Славы. Но Ты, благосердым Твоим оком призрев на нас, соблюди в нас неугасаемый светильник Твоих Заповедей. Твоим же светом исправь стопы наши, и сподоби нас наслаждаться блаженства Твоего, яко благословен еси во веки веков». Ночью мучеников отвезли за город и обезглавили († 299-306). Христиане погребли их святые тела.

Через много лет последний император-язычник Ликиний (311- 324) начал гонение на христиан. Диакон Едесской церкви по имени Авив, которого император повелел схватить за ревностное распространение истинной веры, сам пришел к палачам, не желая, чтобы при его розыске пострадали другие христиане. Святой исповедал свою веру во Христа и был приговорен к сожжению. Мученик сам вошел в огонь и с молитвой предал дух свой Господу († 322). Когда огонь погас, мать святого и родственники обрели тело его неповрежденным. Мученика похоронили рядом со святыми Гурием и Самоном.

После смерти святых совершались многочисленные чудеса с теми, кто с верой и любовью призывал их себе в помощь. Так, однажды один воин-гот, посланный на службу в Едессу, взял в супруги благочестивую девушку Евфимию. Перед этим он поклялся ее матери Софии у гробницы мучеников Гурия, Самона и Авива, что не сделает супруге никакого зла, никогда не оскорбит ее, но будет любить и почитать. По окончании службы в Едессе он взял Евфимию с собой и возвратился на родину. Впоследствии оказалось, что он обманул ее: на родине у него была жена, и Евфимия стала ее рабыней. Много издевательств и унижений пришлось претерпеть Евфимии. Когда у нее родился ребенок, то ревнивая готчанка отравила его. Евфимия обратилась с молитвой к святым мученикам Гурию, Самону и Авиву — свидетелям клятвы обманщика, и Господь избавил Евфимию от страданий и чудодейственно перенес ее в Едессу, где она встретилась с матерью. Через некоторое время гота-клятвопреступника вновь послали на службу в Едессу. Весь город узнал о его злодеянии, обличенном Софией, и, по приказу правителя, гот был казнен.

Прославляя святых мучеников в акафисте, Святая Церковь обращается к ним: «Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, честнаго брака небеснии покровителие».

Преподобный Паисий

Преподобный Паисий (в миру Петр) родился в Полтаве 21 декабря 1721 г. в семье священника. На тринадцатом году он был отдан в Киевскую Духовную академию. Здесь в нем проявилась тяга к монашеству и склонность к чтению святоотеческих книг. В семнадцать лет Петр начал странствие по православным монастырям в поисках истинного духовного наставника. В Медведовском монастыре на реке Тясмин в 1741 г. он был пострижен в рясофор с именем Парфений. Через некоторое время он перебрался в Киево-Печерскую лавру. Затем направился в Валахию, где встретился с опытными подвижниками и получил благословение на пустынножительство.

К тому времени он уже обладал великим даром непрестанной молитвы, которая «самодвижно» совершалась у него в сердце. Однако вскоре инок пустился в новое путешествие, на Святую Гору Афон. Но его цель — найти себе старца, сильного в подвиге и в знании святоотеческих писаний — не была достигнута и здесь. Тогда он снова удалился в пустыню. Через три года он был пострижен в мантию с именем Паисий. Вскоре к нему стали приходить монахи с просьбой принять их в послушание, и таким образом в 28 лет отец Паисий был призван на подвиг старчества. В 1758 г. старец Паисий был рукоположен во иерея. Его растущее братство переселилось в скит святого пророка Божия Илии, где старец ввел общежитие.

Там же было положено начало собиранию и переписыванию творений святых отцов. Вскоре из-за притеснений со стороны мусульман отец Паисий с братией переселились общежительный устав, ежедневное (утром и вечером) исповедание помыслов, насадил умную молитву и чтение святоотеческих писаний. Здесь отец Паисий начал свой труд по переводу творений отцов Церкви на славянский язык которым он занимался до конца дней (его переводы позднее составят свод славянского «Добротолюбия»). В Драгомирнском монастыре преподобный Паисий принял постриг в великую схиму без перемены имени. В 1774 г. по окончании войны с турками территория, на которой находился монастырь, отошла к Австрийской империи. Это заставило иеросхимонаха Паисия с братией, число которой достигло 350 человек, переселиться в уединенный монастырь Усекновения Главы Иоанна Предтечи (Секуль), а когда тот стал тесен для растущей братии в 1779 г. — в Нямецкий монастырь. В этой обители авва опять ввел устав, действовавший в Драгомирне и Секуле.

За последующие десять лет число насельников Нямецкого монастыря возросло до тысячи человек Кроме того, старец окормлял и другие окрестные монастыри и скиты. Он часто повторял слова: «Да погибнем и мы сами, и дело наше, но да сбудутся нами заповеди Божий, и их ради душа наша». В 1790 г. преподобный Паисий был возведен в сан архимандрита. Перед смертью через своих помощниковстарцев преподобный Паисий преподал благословение всем, кто духовно был с ним связан, и тихо отошел ко Господу 15 ноября 1794 г.

Похоронен он был при огромном стечении народа в соборном храме Вознесения Нямецкого монастыря. Если первая половина жизни преподобного Паисия была поиском истинного монашества, то вторая половина стала непрестанной борьбой за его утверждение. Трудами учеников святого Паисия старчество вернулось в Россию. Канонизирован Собором Русской Православной Церкви 6-9 июня 1988 г.

Купятицкая икона Божией Матери

Купятицкая икона Божией Матери явилась в 1180 году около села Купятич, расположенного в пределах бывшего Пинского уезда Минской губернии. Обретена икона в лесу, на дереве, крестьянской девушкой Анной, пасшей скот. Образ — в виде креста излучал необычайный свет. Крестьяне построили на месте чудесного явления иконы церковь во имя Пресвятой Богородицы, где поставили обретенную икону. Через несколько лет татары сожгли церковь.

Вторично икона обретена через много лет на месте сгоревшего храма случайным путником по имени Иоаким. Крестьяне перенесли крест-икону в сельскую церковь. Иоаким же остался при храме пономарем, по внушению Божиему. В начале ХVII века при церкви был устроен Купятицкий монастырь, который захватили в конце века католические, а затем — униатские монахи. Православные иноки, покидая монастырь, взяли с собой святую икону Богородицы Купятицкой. Они перенесли чудотворный образ в Киевский Софийский собор.

Купятицкая икона представляет собой небольшой медный крест. На одной стороне креста изображена Богоматерь с Превечным Младенцем, на другой — Распятие.

Мученик Димитрий

Мученики Елпидий, Маркелл и Евстохий происходили из знатного рода. Жили они при императоре Юлиане в IV в. Когда Юлиан узнал, что они христиане, он всячески убеждал их отречься от Христа и потом приказал мучить. Во время мучения, по молитве Елпидия, попадали идолы, и, видя это чудо, 6 тысяч человек уверовали во Христа.

Мученики Елпидий, Маркелл и Евстохий

Мученик Димитрий был родом славянин и происходил из одного селения во Фракии. Во время гонения от Максимиана и Максимина его судили за веру. На суде просвещенный Святым Духом мученик поучал присутствующих о воплощении Господа Иисуса Христа для спасения мира и объяснял, что поклоняющиеся идолам слепы. Правитель Публий приказал отсечь ему голову. Это было около 307 г.

 
 
 
Комментарии для сайта Cackle