Великомученицы Варвары и мученицы Иулиании Илиопольских, 17 декабря 2014 года

 
Великомученицы Варвары и мученицы Иулиании Илиопольских, 17 декабря 2014 года
 

Седмица 28-я по Пятидесятнице. Глас вторый.
Рождественский пост. Монастырский устав: горячая пища без масла.

 

17 декабря православная церковь отмечает:

  • Великомученицы Варвары и мученицы Иулиании Илиопольских (ок. 306).
  • Преподобного Иоанна Дамаскина (ок. 780).
  • Преподобного Иоанна, епископа Поливотского (VIII).
  • Святителя Геннадия, архиепископа Новгородского (1505).
  • Священномученика Серафима, епископа Фанария (1601).
  • Мучеников Христодула и Христодулы девицы.
  • Священномучеников Иоанна (Пьянкова) протоиерея, Алексия (Сабурова), Александра (Посохина) и Николая (Яхонтова) пресвитеров, Василия (Кашина) диакона и с ним 10-ти мучеников, Пермских (1918); священномученика Димитрия пресвитера, мучениц Екатерины и Киры (1937).

Великомученица Варвара

Не пропусти!

Святая великомученица Варвара жила и пострадала при императоре Максимиане (305-311). Отец ее, язычник Диоскор, был богатым и знатным человеком в г. Илиополе Финикийском. Рано овдовев, он сосредоточил всю силу душевной привязанности на своей единственной дочери. Видя необыкновенную красоту Варвары, Диоскор решил воспитать ее, скрывая от посторонних глаз. Для этого он построил башню, где, кроме Варвары, пребывали только ее языческие учителя.

С башни открывался вид горнего и дольнего мира Божиего. Днем можно было смотреть на лесистые горы, на быстротекущие реки, на равнины, покрытые пестрым ковром цветов; ночью согласный и величавый хор светил являл зрелище невыразимой красоты. Вскоре девушка стала задавать себе вопрос о Причине и Создателе столь гармоничного и прекрасного мира. Постепенно она укрепилась в мысли, что бездушные идолы — творение рук человеческих, которым поклоняются ее отец и учителя, не могли столь мудро и великолепно устроить окружающий мир.

Желание познать истинного Бога так захватило душу Варвары, что она решила посвятить этому жизнь и провести ее в девстве. А слава о ее красоте распространилась в городе, и многие домогались ее руки, но она, несмотря на ласковые уговоры отца, отказывалась от брака. Варвара предупредила отца, что его настойчивость может окончиться трагически и разлучить их навсегда. Диоскор решил, что характер дочери изменился от замкнутой жизни. Он позволил ей выходить из башни и дал полную свободу в выборе друзей и знакомых. Девушка встретила в городе юных исповедниц веры Христовой, и они раскрыли ей учение о Творце мира, о Троице, о Божественном Логосе. Через некоторое время Промыслом Божиим в Илиополь приехал из Александрии под видом купца священник. Он совершил над Варварой таинство Крещения.

В то время при доме Диоскора строилась роскошная баня. По приказу хозяина рабочие готовились сделать в ней два окна на южную сторону. Но Варвара, пользуясь отсутствием отца, упросила их сделать третье окно, во образ Троичного Света. Над входом в купальню Варвара начертала крест, который прочно запечатлелся на камне. На каменных ступенях бани остался след ее ноги, из которого забил источник, явивший впоследствии великую целебную силу, которую Симеон Метафраст, описывая страдания святой мученицы, сравнивает с животворной силой струй Иордана и источника Силоамского.

Когда Диоскор вернулся и выразил недовольство нарушением плана постройки, дочь рассказала ему о познанном ею Триедином Боге, о спасительной силе Сына Божия и о тщетности поклонения идолам. Диоскор пришел в ярость, обнажил меч и хотел поразить ее. Девушка побежала от отца, и он бросился за ней в погоню. Путь им преградила гора, которая расступилась и скрыла святую в расселине. С другой стороны расселины был выход наверх. Святой Варваре удалось скрыться в пещере на противоположном склоне горы.

После долгих и безуспешных поисков дочери Диоскор увидел на горе двух пастухов. Один из них указал ему пещеру, где скрывалась святая. Диоскор жестоко избил дочь, а затем заключил ее под стражу и долго морил голодом. Наконец он предал ее правителю города Мартиану.

Святую Варвару жестоко пытали: ее бичевали воловьими жилами, а раны растирали власяницей. Ночью в темнице святой деве, горячо молившейся своему Небесному Жениху, явился Сам Спаситель и уврачевал ее раны. Тогда святую подвергли новым, еще более жестоким пыткам.

Среди толпы, стоявшей близ места истязаний мученицы, находилась жительница Илиополя, христианка Иулиания. Сердце ее преисполнилось сочувствием к добровольному мученичеству красивой и знатной девушки. Иулиания также пожелала пострадать за Христа. Она начала громко обвинять мучителей. Ее схватили. Святых мучениц очень долго пытали: терзали крючьями тело, отрезали сосцы, обнаженными водили по городу с издевательствами и побоями. По молитвам святой Варвары Господь послал Ангела, который светозарной одеждой прикрыл наготу святых мучениц. Твердые исповедницы веры Христовой святые Варвара и Иулиания были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор. Возмездие Божие не замедлило постичь обоих мучителей, Мартиана и Диоскора: они были сожжены молнией.

В VI в. мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь. В ХII в. дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, перевезла их в Киев. В Киевском Владимирском соборе они покоятся и теперь.

Преподобный Иоанн Дамаскин

Преподобный Иоанн называется Дамаскиным, потому что жил в городе Дамаске. Отец его занимал важную должность при дворе дамасского калифа и был благочестивым и весьма добрым христианином. Желая дать сыну высшее образование, он просил Бога послать для него наставника, и Бог послал. Это был Косма, ученый и благочестивый инок Калабрийского монастыря (в Италии). Вместе с Иоанном воспитывался взятый на воспитание его отцом сирота Косма, впоследствии епископ Майумский (память 12 октября).

Юноши, преуспевая в науках, преуспевали и в доброй жизни по примеру своего наставника. Калиф поставил Иоанна первым своим министром и ближайшим советником, и он, занимая высокое положение, делал много полезного для христиан. В то время с воцарением императора Льва Исавра в Греции возникла иконоборческая ересь, и началось гонение на почитателей икон. Иоанн восстал на защиту православия. Он писал послания, в которых убеждал православных твердо стоять за веру. Тогда Лев Исавр прибегнул к клевете, чтобы погубить Иоанна. Он известил калифа, будто Иоанн хочет изменой передать Дамаск в руки греков, и представил поддельное изменническое письмо.

Калиф поверил клевете и отсек Иоанну руку. Пресвятая Богородица исцелила праведника по его молитве. Тогда калиф понял обман, просил прощения у Иоанна и предлагал ему прежнюю должность при дворе; но он роздал все свое имущество и удалился в лавру св. Саввы. Старец, которому поручили Иоанна, опасался, чтобы высокие дарования не вселили в него гордости, потребовал от него полного отречения воли и запретил ему писать что-либо. Сама Пресвятая Богородица явилась старцу во сне и сказала: «Зачем загородил ты источник, из которого должна истекать сладкая и изобильная вода?

Дай ей течь, и она напоит Вселенную и покроет море ересей. Старец, проснувшись, призвал Иоанна и, прося у него прощения за свою суровость, позволил ему прославлять Господа в песнопениях. С тех пор Иоанн начал усердно писать духовные книги и составлять песнопения в честь святых и в память праздников. Он написал множество прекрасных церковных песнопений и, расположив их на 8 голосов, или напевов, составил богослужебную книгу «Октоих» (восьмигласник). Он первый составил в систематическом порядке изложение православной веры, — так называемое «Догматическое богословие». Св. Иоанн Дамаскин скончался в преклонных летах в 776 г. Где находятся его мощи — неизвестно.

Святитель Геннадий

Святитель Геннадий был епископом Новгородским. Сначала он подвизался на Валааме, потом стал архимандритом Чудова монастыря и в 1484 г. посвящен в архиепископы. Главным трудом св. Геннадия в Новгороде была борьба с ересью так называемых жидовствующих (читайте о ней в житии св. Киприана, 16 сентября). Он сам опровергал эту ересь и просил содействия в том у митрополита и великого князя. Святитель очень заботился об образовании духовенства в своей епархии. Скончался св. Геннадий в 1505 г. в Москве, в Чудовом монастыре, удалившись на покой.

 
 
 
Комментарии для сайта Cackle