Святителя Григория Богослова, 7 февраля 2015 года

 
Святителя Григория Богослова, 7 февраля 2015 года
 

Седмица 1-я предуготовительная. Глас первый.
Сплошная седмица. Пост отменяется.

 

7 февраля православная церковь отмечает:

  • Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского (389).
  • Священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого (1918).
  • Мученицы Филицаты и сыновей ее: Ианнурия, Феликса, Филиппа, Сильвана, Александра, Виталия и Марциала (ок. 164).
  • Святителя Кастина, епископа Византия (III).
  • Преподобного Поплия Сирийского (ок. 380); Аполлоса (IV), Мара певца (ок 430), Димитрия Скевофилакса (VIII).
  • Святителя Моисея, архиепископа Новгородского (1362).
  • Мучеников Медулы и Аксентия (1720).
  • Преподобного Анатолия I, старца Оптинского (1894).
  • Священномучеников Петра, архиепископа Воронежского (1929) и Василия, епископа Прилукского (1930); мученика Бориса (1938).
  • Иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали» (принесена в Москву в 1640 г.).

День святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского

Не пропусти!

Григорий Назианзин, или Богослов, епископ Назианза и Сасимы, патриарх Константинополя (380-381), выдающийся церковный деятель и мыслитель. Находился в дружеских отношениях с Василием Великим. Стремился к уединению и аскетической жизни, но под влиянием Василия и обстоятельств активно занимался пастырской деятельностью и оказался втянутым в религиозную борьбу. Был председателем Второго Вселенского собора 381 г., но интриги церковных деятелей заставили его покинуть собор, а с ним и пост патриарха Константинополя.

Последние годы жизни Григорий посвятил литературным трудам и оставил после себя не очень обширное, но разнообразное наследие. Для изучения христианизации труды Григория Богослова играют особую роль в связи с тем, что он высоко ставил человеческий разум и светскую образованность, а христианскую мудрость считал прямой наследницей языческой мудрости.

Читайте также: 

Основную часть наследия Григория Богослова составляют гомилии, речи и проповеди, общим числом 45, причем большинство из них относятся к периоду патриаршества Богослова. Многие из них считаются образцами христианского красноречия, хотя как исторический источник наибольший интерес представляют надгробные речи, в частности похвала Василию Великому (слово 43). Также интерес представляют речи против Юлиана Отступника, написанные после смерти императора, и «Слово по поводу бегства в Понт» (Слово 3), обработанное позже в трактат о пастырском служении.

Другой разряд творений Григория Богослова составляют поэтические произведения, среди которых издатели нового времени выделили блок исторических поэм, представляющих определенный интерес как источник, хотя и весьма специфический. Как и у других рассматриваемых нами авторов особое значение как исторический источник имеют письма Григория Богослова числом 243, которые составлены по правилам риторики и из которых исторический интерес представляют письма к Василию, Нектарию Константинопольскому и против Аполлинария.

О Святителе Григории Богослове и его творениях

«Церковь почтила Св. Григория тем высоким именем, которым она почтила одного высокого между апостолами и евангелистами Иоанна. И это не напрасно. После первого Богослова Св. Григорий первый постигал столько высокими и вместе точными помыслами глубины Божества, сколько постигать их можно человеку при свете откровения; особенно же вся мысль его, как и мысль первого Богослова, обращена была к предвечному Слову», — пишет известный русский патролог архиепископ Филарет (Гумилевский).

Родился Святитель Григорий (ок. 330—ок. 390) в имении Арианз близ каппадокийского города Назианза в христианской семье. Отец его в 329 г. был посвящен в сан епископа. Св. Григорий получил прекрасное христианское воспитание. Свое образование он окончил в Афинах, где сблизился с Василием Великим. Подвижник и поэт в душе, Св. Григорий жаждал уединения и молитвенной жизни. Но этим мечтам не суждено было сбыться. По возвращении в Назианз он против воли был посвящен отцом в сан пресвитера, а в 372 г. Св. Василий Великий посвятил его во епископа г. Сасимы. Собор антиохийских епископов по смерти императора Валента послал его в Константинополь, чтобы Св. Григорий возглавил в столице малую горстку православных христиан в арианском окружении. Здесь в небольшом домовой церкви Воскресения он прочитал пять Слов о Богословии, в которых изложил церковное учение о Пресвятой Троице. Его проповедь, начавшаяся в 379 г. была столь успешной, что к моменту II Вселенского Собора (381) ариане были в меньшинстве. Св. Григорий, признанный императором Феодосием архиепископом Константинопольским, стал одним из организаторов Второго Вселенского Собор 381 г., который явился торжеством Никейской Веры.

Святителю Григорию Богослову принадлежат 45 слов, 243 письма, а также поэтические произведения. Впервые полный перевод этих творений на русский язык был издан Московской Духовной академией в 1843–48 гг. (в 6 тт.). Творения Святителя Григория замечательны по Богословской глубине и художественной красоте языка. Поэтому некоторые из них стали частью церковного Богослужения. Так, например, первая стихира на Господи воззвах в Неделю Пятидесятницы заимствована из 41 Слова Св. Григория Богослова, в пасхальных стихирах используются выражения из его 1 Слова на Пасху, а 45 Слово (второе на Пасху) легло в основу Канона Пасхи Преподобного Иоанна Дамаскина. По Уставу это Слово должно читаться на ночной пасхальной службе перед четвертой песнью канона, как Огласительное слово Святителя Иоанна Златоуста читается после канона.

 
 
 
Комментарии для сайта Cackle