Третье обретение главы святого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господа Иоанна, 7 июня 2016 года

 
Третье обретение главы Иоанна Предтечи, 7 июня 2015 года
 

7 июня православная церковь отмечает:

  • Третье обретение главы святого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господа Иоанна (ок. 850).
  • Преподобных Олвиана; Созонта; Короната. Мученика Келестина. Священномученика Ферапонта, епископа Кипрского (IV).
  • Святого Феодора. Преподобномученика Тавриона (Толоконцева) (1939).

Третье обретение главы Иоанна Предтечи

Не пропусти!

Рождество святого пророка и Предтечи Христова Иоанна празднуется Святой Русской Православной Церковью как великий непереходящий праздник 7 июля (24 июня ст. ст).

Рождение Иоанна предвозвещено было Ангелом отцу его, священнику Захарии, который с сомнением принял это благовестие, за что сделался немым и остался таким до рождения сына.

За шесть месяцев до Рождества Христова жена Захария — Елисавета, родственница Пресвятой Богородицы, родила сына. Родные и соседи Елисаветы радовались вместе с ней такой милости Господней. В восьмой день по закону иудейскому надлежало дать имя младенцу. Собравшиеся родственники и знакомые хотели назвать его Захарией, по имени отца. На это Елисавета сказала: «Нет, а назначь его Иоанном».

Все стали говорить: «В родстве твоем нет никого, кто бы назывался таким именем» — и стали спрашивать знаками у отца: как он желает назвать сына? Захария потребовал дощечку и написал: «Иоанн имя ему». Все удивились. И тут немой Захарий заговорил. По внушению Духа Святого он стал прославлять Бога и пророчествовать о скором пришествии Спасителя и что Иоанн будет Предтечей (Предшественником) Его, чтобы приготовить народ к принятию Спасителя.

Все слышавшие об этом дивном событии говорили об Иоанне: «Что будет из этого младенца?» Господь же охранял младенца, и он рос и укреплялся духом.

Иоанн рано остался без родителей. Весьма вероятно, что он был усыновлен ессеями, которые нередко брали на воспитание сирот и, укрываясь в уединенных местах, вели строго аскетический образ жизни. Потом Иоанн Предтеча жил в пустынях до дня явления своего народу. Он одевался в грубую пастушескую одежду из верблюжьей шерсти, не стриг волос, не пил вина. Его пищу составляли сушеная саранча и дикий мед (Лк. 1:57-80).

Когда Иоанну исполнилось тринадцать лет, он покинул пустыню, пришел в долину Иордана и начал свою проповедь. «Покайтесь — говорил пророк, — ибо близко Царство Небесное!» (Мф. 3:2). Пророк говорил о Суде над миром, и казалось все вокруг Иоанна дышало предчувствием близости великих событий. Его слова сразу же нашли широкий отклик в душах иудеев. Толпами шли люди из окрестных городов к реке Иордану, в которой Иоанн крестил народ водой. Иоанн избрал обряд погружения в воды Иордана символом вступления в мессианскую веру. Подобно тому как вода омывает тело, так покаяние очищает душу. Иоанн требовал от людей переоценки всей жизни, искреннего раскаяния. Перед омовением люди исповедовали свои грехи.

Среди приходивших к Иордану были и люди, которые считали себя праведными и не хотели каяться, а на самом деле были порочны и злы, как, например, фарисеи саддукеи — вожди еврейского народа. Фарисеи гордились своим происхождением от Авраама, хвалились исполнением закона и считали себя достойными войти в царство Мессии-Христа. Саддукеи же не верили в воскресение мертвых и в будущую жизнь. Таким людям Иоанн говорил: «Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния. И не думайте говорить о себе: „Отец у нас Авраам“, ибо говорю вам, может из этих камней воздвигнуть детей Аврааму. Помните, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».

Слушая такие слова, народ спрашивал его: «Что им делать?» Иоанн отвечал: «У кого две одежды, тот дай одну неимущему, и у кого есть пища, делай то же».

Приходили к нему мытари, сборщики податей, и спрашивали: «Учитель! Что нам делать?» Мытари собирали подати (налоги) для римлян. Власть же римскую иудеи ненавидели. Кроме того, некоторые из мытарей брали больше надлежащего и притесняли народ. Иудеи презирали всех мытарей и считали их недостойными войти в Царство грядущего Христа. Иоанн говорил им: «Ничего не берите лишнего, а берите только то, что полагается».

Спрашивали его также и воины: «А нам что делать?» Часто бывало так, что воины, недовольные жалованьем, отнимали чужое достояние, обижали бедных людей и клеветали на других из-за своих выгод. Иоанн говорил им: «Никогда не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем».

Многие тогда думали об Иоанне: не он ли есть Христос Спаситель? Но Иоанн объявил, что он не Христос. «Я крещу вас водой, но вслед за мной идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязывать ремень обуви его. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (то есть крещение, которое Он даст, будет опалять грехи, как огонь, и подавать дары Духа Святого)».

Многое и другое проповедовал святой пророк Иоанн Предтеча, поучая приходивший к нему народ (Мф. 3:1-12; Мк. 1:1-18; Лк. 3:1-18; Ин. 1:15-28).

Сам Иисус Христос принял Крещение от Иоанна. В церквах на Иванов день после утрени освящаются травы и цветы. Собранные накануне праздника и освященные, они считаются особо целительными.

В народе этот день называют Купалом, Купальем. С ним связаны многие суеверия, а также традиция разгульного празднования, идущая с языческих времен. Православные христиане не должны придерживаться ее, тем более, что Рождество Иоанна Крестителя припадает на Петровский пост.

 
 
 
Комментарии для сайта Cackle