Святки 2015 — магический праздник

 
Святки 2015 — магический праздник
фото: wallpaperscraft.com
 

Не пропусти!

Самый необычный зимний праздник — Святки. И праздник этот не однодневный, а длится аж две недели: от Рождественского сочельника 6 января сейчас до самого Крещения, 19 января 2015 года. Множество обрядов тех времен дошли и до наших дней. И хоть многие ритуалы и обряды носят языческий характер, моменты христианства так же имели немаловажное значение, т. к. именно к этому периоду были приурочены важные моменты жизни Иисуса Христа.

Зимние святки включают в себя сразу три праздника: Рождество, Старый Новый год и Крещение. И каждый из этих праздников особенный. Накануне этих праздников в каждой семье происходила праздничная трапеза с определенным смыслом. Так, остатки от праздничного кушанья оставляли на столе для угощения умерших душ, а часть выносили на улицу — для потчевания мороза. Наши предки верили, что отведав вкусного угощения, духи умерших предков и сама Природа посодействуют в урожайности.

Зимние святки — это время веселья, игрищ, условного сватовства и, конечно же, гаданий. Вечерами, в основном, молодежь и дети наряжались в необычные костюмы и ходили по избам по всей деревне: поздравляли, пели песни, желали всего хорошего, а взамен получали сладкие угощения. Во время всех этих веселых игр юноши и девушки могли присмотреться друг к другу и определиться со спутником жизни. Старшее поколение при этом приглядывало за поведением молодых на таких «смотринах». Так девушкам подобало быть нарядно одетыми, веселыми, бойками и, в то же время, скромными. Девичья скромность в то время ценилась по-особому.

Во многих славянских традициях первая неделя Святок считалась более значимой, в это время особенно строго соблюдаются запреты и предписания. Если весь святочный период в восточном Полесье называли святые вечера, то первую неделю — вельми святые. Иногда «святой» считалась только первая неделя: «Сьвяты́и вэчори́ — до Нового року, а посли Нового года — шчо́дрыи вэчори́».

В Полесье две недели Святок могли называть соответственно Пэршыи сьвичкы и Другыи сьвичкы (брест.). На Русском Севере первая неделя Святок называлась святые вечера, а вторая — страшные вечера. Вместе с тем, Святки воспринимаются как единый цикл, о чём свидетельствует не только состав обрядов и их мифологическое содержание, но и единая терминология, например: Перша кутья «Рождественский сочельник», Друга или Середня кутья «канун Нового года», Трэтья или Последняя кутья «канун Крещения» (полес.); ср. также: «Три Коляды у нас было. Коляда была первая перед седьмым январём — Рожствянская. А другая Коляда называлась жирная, а третия Коляда называлась голодная».

Обряды «изгнания святок» (кутьи, коляды), приуроченные к Крещению, широко распространены у западных и восточных славян. На Украине сжигание на Новый год рождественской соломы или мусора, накопленного за период Святок, называлось паліть діда или паліть дідуха. В Нижегородской области в Крещенской сочельник зажигали сноп соломы и возили его на санках по деревне с криками: «Митрофанушка горит!»; это называлось «провожать святки».

 
 
 
Комментарии для сайта Cackle