Преображение Господне 2016: значение праздника

 
 
Ужасный гороскоп Ванги на СЕНТЯБРЬ 2017: Через 14 дней эти 4 знака ждёт беда, а 3 знака разбогатеют за неделю...
Окулисты в шоке! Если у вас плохое и нечеткое зрение в любом возрасте, обязательно утром и...
 
Преображение Господне 2016: значение праздника
фото: pravoslavie.ru
 

В память славного преображения Господа на Фаворе установлен Церковию праздник Преображения Господня. Начало этого праздника скрывается в древних временах христианства. В IV веке св. Елена на горе Фавор соорудила храм в честь Преображения Господня, разрушенный Саладином в XIII веке. В IV веке между сочинениями отцов Церкви встречаются многие поучения на день Преображения Господня, как то: у святого Ефрема Сирина, святого Иоанна Златоустого; в V веке у св. Прокла епископа Цареградского, св. Льва Великого, и проч. В V веке Анатолий Константинопольский, в VIII св. Иоанн Дамаскин и Косьма Маиумский сочинили на праздник Преображения многие песнопения, которыми Православная Церковь сегодня прославляет Преображение Господа.

Впрочем, в XII веке праздник Преображения не был еще всеобщим на западе. Пофон, пресвитер Тревирский или Трирский, живший в этом веке, говорил о нем как о нововведении в некоторых западных монастырях. В XV веке (в 1457 году) папа Каллист III учредил праздник Преображения Господня повсеместным в западной Церкви и установил в этот праздник самый чин Богослужения, по следующему обстоятельству.

Султан Магомет II, по взятии Константинополя, устремился для осады Белграда. Гуниан — военачальник Ладислава V, короля Венгерского, укрепился в этом городе. Молитвы благочестивых воодушевляли осажденных. Совершенное поражение неверных и победа, одержанная христианами при весьма слабых силах 6 августа 1456 года, в день Преображения, была всеми признана за чудесную помощь Божию.

Праздник Преображения Господня по важности события есть великий и двунадесятый. Он есть день нового Богоявления для учеников Иисуса Христа, которые при первом, во время Его Крещения, еще не были призваны в звание Апостолов, есть день телесного и видимого явления Божественной славы Сына Божия Апостолам, которая для них была еще сокровенна под кровом плоти Его (Лук. XVIII, 31 — 34). «Человек зримый, но Бог крыемый, на Фавор Христос восходит», поет Церковь (в канон предпразднства, песнь 1).

Празднованием Преображению Господню Церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа и Его добровольные и истинные страдания ради нас и нашего спасения.

Святой Ефрем Сирин в беседе своей на день Преображения говорит: «Господь возвел Апостолов на гору для того, чтобы открыть им: кто Он и чей Сын (Матф. XVII, 5), чтобы явить им славу Своего Божества и показать, что Он есть Тот Самый Избавитель Израиля, Который обещан был чрез пророков». Равно Моисей и Илия своим явлением на горе свидетельствовали о Божестве Преобразившегося, что Он есть Тот, Который древле глаголал Моисею и Илии, и вместе видели, по словам Церкви, в лице Господа на горе два естества.

Исповедуя и возвещая Божество Спасителя, праздник Преображения внушает, что страдания и смерть Сына Божия добровольны и спасительны. «Да егда (Апостолы) узрят Тя распинаема, Церковь возглашает, страдание уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты во истину Отчее сияние».

Утверждая веру Православных во Святую Троицу и в соединение в лице Иисуса Христа Божества и человечества, праздник Преображения ниспровергает заблуждения тех лжеучителей, коих нечестие обличают великие праздники Богоявления и Рождества Христова.

Преображением Своим Господь благоволил некогда предохранить учеников Своих от уныния и возвести к высшему упованию среди бедствий, которые могли постигнуть их в мире (Матф. XVI, 22, 28): так Церковь Празднованием Преображению Господа в небесную славу, уготованную и всем нам, нравственно утешает и нас во время земного странствия, исполненного лишений и скорбей, внушая, что за кратковременными печалями возсияет слава вечного блаженства, в которой будет участвовать и тело наше. А идущим по пути креста праздник Преображения Господня внушает, что для благодатного Преображения нашего из тьмы греха во свет истины и добродетели, открывающей двери рая, необходимы безпристрастие к прелестям мира и молитва. Ибо Господь для преображения Своего не без причины взошел на высоту, удалявшую Его от дольного мира, и, вознесши тело Свое на гору, отсюда молитвенно и духом вознесся на небо и преобразился во славу, которая долу была сокровенна. «Сиянием добродетелей просвещшеся, взыдем на гору святую, да узрим Божественное Господне преображение. Гору превысокую — сердце очищено от страстей имущии, узрим Христово преображение, просвещающее ум наш».

Однако величие Преображения не ограничивается только чудесным созерцанием учениками Божества Христова, просиявшего через завесу Плоти Его. В свете Фавора перед нами открывается одновременно и все домостроительство Божие о спасении мира, что и отобразили весьма ясно в своих творениях святые песнословцы, составители стихир и канонов на день Преображения. «Соединив в Себе Божество и человечество неслиянно. Ты показал нам на Фаворе угль Божества... и тем изумил Моисея с Илиею и верховных из апостолов» (2-й канон, песнь 5-я, тропарь 3-й). Поэтому-то, узрев «Божество во плоти, блистающее на Фаворе», Моисей и Илия познали в Нем Того, «Которого они в древности провозвестили истинным Богом» (1-й канон, песнь 5-я, тропарь 1-й), а ныне пришедшего «от Девы Отроковицы... человеком на избавление» (на стиховне стихира на малой вечерне). Ныне уразумели все, Кто такой Иисус, Сын Бога Живого. Он — Тот, Который некогда явился Моисею прикровенно «в огне и купине», а затем «на горе законодательства... в древности во мраке»; сейчас же открылся въяве, «в неприступном свете Божества» (2-й канон, песнь 1-я, тропарь 3-й).

Моисей и Илия приблизились на Фаворе к Преобразившемуся Христу. Это «закон и пророки» предстоят своему Владыке как рабы, исполнившие Его повеления. Совершив все то, что Он указывал на Синае и на Хориве, и на прочих местах Богоявления, они сейчас как бы слагали перед Владыкой свои полномочия. Они полны священного трепета: вот Господь идет в Иерусалим завершить их дела и принять крест ради спасения людей. Пророки удалились. Кончились древние преобразования, исполнились пророчества. Воссиял свет Фавора. На земле — Сын Возлюбленный, Совершитель закона и Домостроитель спасения людей.

Праздник Преображения Господня научает нас многим богословским истинам. «Невещественный огнь, не попалявший вещества телеснаго, виден был, когда Моисею, апостолам и Илии явился Ты, Владыко, единый из двух естеств, в двух совершенных естествах» (2-й канон, песнь 4-я, тропарь 3-й), — так поет Святая Церковь об откровении воплотившегося Сына Божия на горе Фавор. И пророк Илия, и Моисей, созерцавший некогда на Хориве неопалимую купину, и св. апостолы ныне увидели в просиявшем Лице Иисуса Христа Бога и совершенного Человека — во единой ипостаси два естества, «неслитно и нераздельно» соединенные. На Фаворе возвышенная догматическая истина о воплощенном Боге Слове была представлена всем людям воочию.

Глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный», — свидетельствуя вновь, как и у Иордана, о Богосыновстве Иисуса Христа, открывал тайну Св. Троицы. Представшие же Господу Иисусу «с земли апостолы, как бы с неба — Илия Фесвитянин, а из мертвых — Моисей» (2-й канон, песнь 8-я, тропарь 3-й) — по словам творца канона на Преображение, прп. Иоанна Дамаскина, — указывали величие власти Его: Oн живыми и мертвыми обладает, являясь Владыкой неба, земли и преисподней.

 
 
 
 
 
 
Мэрилин Керро все-таки раскрыла секрет своего Амулета абсолютной любви. Даже те, кто...
Аптеки скрывали средство мощнее ботокса в 47 раз! Морщины разглаживает простой...
 
Салонная укладка, не выходя из дома! Идеально прямые волосы всего за несколько минут...
Анна Семенович откровенно рассказала, что ей помогает убрать лишний жир, но сохранить ГЛАВНЫЕ формы...
 
Комментарии для сайта Cackle
 
 
X